Динамика Полета
Динамика полета и системы управления летательными аппаратами всегда являлись одними из важнейших направлений научного поиска ЦАГИ. Для решения сложных задач динамики маневренных и пассажирских самолетов в институте созданы современные пилотажные стенды и стенды систем управления.
Значительную роль сыграли пилотажные стенды ЦАГИ при разработке систем управления истребителей четвертого поколения — Су-27 и МиГ-29, многоразового космического корабля «Буран», а также при исследованиях современных дистанционных цифровых систем управления неманевренных самолетов, обеспечивающих высокий уровень безопасности полетов.
Специалисты института проводят анализ устойчивости и управляемости летательных аппаратов (ЛА), синтез алгоритмов управления, исследования динамики ЛА с учетом упругости конструкции и жидкого наполнения баков. Ведется разработка активных систем снижения нагрузок на конструкцию ЛА и мероприятий, направленных на повышение комфорта экипажа и пассажиров, безопасности полета и улучшения информационного обеспечения пилота.
В аэродинамических трубах ЦАГИ проводятся экспериментальные исследования нестационарных аэродинамических характеристик моделей ЛА и дается оценка влияния упругих деформаций конструкции на характеристики устойчивости и управляемости.
Важное место занимает разработка математических моделей аэродинамики, включая большие и сверхкритические углы атаки.
В ЦАГИ на новом качественном уровне модернизируется пилотажный стенд для отработки динамики полета перспективных гражданских самолетов, и введен в строй пилотажный стенд для истребителя пятого поколения.
Ученые и специалисты института ведут на этих установках исследования взлетно-посадочных режимов и маневрирования ЛА, изучают динамику и проблемы управления беспилотными летательными аппаратами.
В ЦАГИ разработаны методы исследования оптимальных ветвящихся траекторий выведения космических летательных аппаратов (КЛА) на орбиту при наличии ограничений на управление и фазовые переменные. Созданы методы исследования динамики безопасного разделения составных ЛА в атмосфере.
Ведется разработка методов управления планирующими парашютными системами, обеспечивающими автоматическую посадку в заданную географическую точку с применением спутниковой системы навигации; изучается влияние параметров самолета на его эффективность при целевом применении.