Аэродинамическая Труба
Седьмой километр Токсовского шоссе — глушь еще та, но глаз неожиданно цепляется за необычное трехэтажное здание, возвышающееся над автозаправкой. Надпись на здании гласит: «Аэродинамическая труба FlyStation». Но здесь не продувают в потоке модели самолетов, ракет или скоростных автомобилей. Здесь люди учатся летать как птицы. И еще как летать!
Аэродинамические трубы с конца XIX века помогали ученым и инженерам проводить различные исследования в области аэродинамики. Однако по мере развития техники стало понятно, что горизонтальные трубы в некоторых ситуациях не справляются: для испытаний вертолетов, парашютов и исследования поведения самолетов при срыве потока (в штопоре) требовались вертикальные аэродинамические трубы. Первой такой трубой стал испытательный комплекс Vertical Spin Tunnel в Мемориальной лаборатории аэронавтики NACA им. Лэнгли (ныне Исследовательский центр NASA им. Лэнгли) в Хэмптоне, штат Виргиния, построенный в 1940 году. В 1941 году вертикальная аэродинамическая труба Т-105 появилась в подмосковном Жуковском, а в 1945-м — на базе Райт-Паттерсон в Дэйтоне, штат Огайо.
Последняя труба стала знаменитой благодаря тому, что именно в ней состоялся первый полет человека, подхваченного воздушным потоком. В 1964 году проходили испытания парашютных систем для программы «Аполлон», работа шла практически круглосуточно, и однажды в районе двух часов ночи, когда все были расслаблены и беспечны, один из испытателей, Джек Тиффани, неожиданно сказал: «Запустите-ка эту штуковину, я попробую полетать». Как вспоминал позднее сам Тиффани, «штуковину запустили, и я полетел».