Самодельный Планер
Страто-планер
После десятка разных запусков мы уже привыкли, что место приземления нашего стратосферного добра оказывается где-то в глухом лесу или непроходимом болоте. Вот и приходится потом долго пробираться по буреломам, отбиваясь от полчищ комаров, чтобы забрать камеры или результаты эксперимента. В одном из таких походов, когда я шёл по ночному зимнему лесу по колено в снегу, мне очень захотелось сделать так, чтобы из стратосферы нагрузка возвращалась к нам сама. И для решения этой задачи я решил вернуть оттуда радиоуправляемый самолёт.
В качестве платформы я взял самолёт схемы крыло, как наиболее крепкую конструкцию. Поставил на него мощный видеопередатчик, курсовую камеру с возможностью наклона, ГоПрошку, дальнобойное радиоуправление, автопилот, дополнительный самодельный логгер, пишущий высоту, координаты, скорость, температуру и пару поисковых маяков: GSM и спутниковый.
И вот провёл первый тестовый полёт. Самолёт был прикреплен к стратосферному зонду. Зонд накачан и запущен. День был облачным, и довольно долго пришлось смотреть бегущие цифры телеметрии на совершенно белом экране. Мы были очень рады, когда в кадре появились проблески голубого неба, лучи солнца и перина облаков, но уже внизу. Потихоньку мы добрались до высоты 10 км, при этом удаление было уже около 30 км. Тут уже начала пропадать видео картинка. Но лететь по ней казалось ещё можно. По крайней мере, линия горизонта была видна, а телеметрия читалась. Я включил режим отцепки и начал ждать самого интересного… Но во время отцепки, судя по всему, фал зацепился за антенну видеопередатчика, и её наклонило самым невыгодным образом. Дыра в её диаграмме направленности расположилась по направлению вперёд и вниз, то есть ровно туда, где находились мы. Соответственно, в тот момент, когда самолёт направлялся домой, видео пропадало совсем. С постоянно пропадающим видео было сложно понять, что с ним происходит. В редкие мгновения появления картинки было заметно, что самолёт пытается стабилизироваться, но что-то ему мешало. Возможно, сервоприводы элеронов замёрзли, ведь температура за бортом была порядка -50 градусов. При этом высота плавно падала, а расстояние до самолёта постоянно увеличивалось. Видимо, в первую очередь виноват был ветер. На этой высоте он был около 100 км/ч. Опустившись на километр, самолёт отдалился от нас уже более чем на 40 км. Видео практически полностью пропало. Я включил режим автоматического возврата домой, отложил пульт и начал готовиться к работе с поисковыми маяками, прикидывая ориентировочное место приземления километрах в ста от места запуска.