Самолеты Туполева
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) может заморозить производство - модификации потомка знаменитого Ту-104, первого реактивного пассажирского самолета, что вывел советский авиапром "в дамки" еще в далеком 1955 г. И не то, чтобы самолет был плохим, остановку производства связывают с "ненужностью" и "экономической неоправданностью". Да, многое с тех пор (когда первый из линейки "тушек" поразил воображение всего мира) стало "ненужным".
Когда закончилась Великая Отечественная, и промышленность должна была перейти на производство товаров для мира, а не для войны, возник вопрос и о гражданской авиации. Создавать пассажирские самолеты нового типа приготовились два ведущих отечественных Конструкторских Бюро - Андрея Туполева и Сергея Ильюшина.
Подход к вопросу у них разнился – один собирался создавать принципиально новый самолет, и приступил к разработке пассажирского лайнера с турбовинтовым двигателем — будущего Ил-18. А вот Туполев решил заняться созданием пассажирских самолетов на базе уже существующих и хорошо зарекомендовавших себя военных. Недаром про советскую промышленность бродит шутка, мол, диаметр папирос "Беломорканал" был таким же, как калибр патрона – чтобы если вдруг война, через два часа все было готово к выпуску патронов. Конечно, про "Беломор" шутка, но, как известно, в каждой шутке есть доля правды, а здесь мы видим на примере в пику фольклорным представлениям о советской промышленности, как из военных самолетов решили делать гражданские. Так началась история создания пассажирского реактивного самолета на базе дальнего бомбардировщика Ту-16.
Андрей Николаевич Туполев - выдающийся авиаконструктор, под его руководством спроектировано свыше 100 типов самолетов
Если нутро было жестким и военным, то для народа-победителя интерьер салона Туполев разработал королевский, даже слишком (идея "салон - дом" не учитывала скромную обстановку в квартирах людей, но должна была располагать к отдыху на высоте). Со временем излишества сгладились, кстати, не только внутренней отделкой заведовал сам Туполев, но он же разрабатывал меню для пассажиров – так, по его указанию их угощали коньяком и бутербродами с икрой.